Жизнь основателя ислама Мухаммада Абдулаевича Абд Аль-Мутталиба

Рождение. 

Саудовская Аравия, г. Мекка, VI в. н.э. 22 апреля 570 года у молодой девушки Амины, муж которой умер несколько месяцев назад, родился ребёнок, мальчик, которому дали имя Мухаммад. Вроде обычный арабский мальчик, но, изменивший мир.2

Его мать Амина умерла, когда ребёнку было всего 6 лет и его взял на воспитание его дед Абд аль-Мутталиб. Через два года умер дедушка и по законам арабских племён того времени, Мухаммада отдали на воспитание ближайшему родственику — его дяде Абу Талибу.

Несмотря на то, что Мухаммад принадлежал к благородному роду хашимитов племени курайш, ему пришлось работать с самого детства. Вначале он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах своего дяди Абу-Талиба, который водил караваны из Мекки в Палестину. Мухаммада он брал собой в эти поездки и, однажды, когда ему было 12 лет, караван пришёл в сирийский город Босра. Помимо торгового центра того времени, город преизобиловал разного рода учителями иудаизма, христианства, зорооастрийзма и разных языческих религий. Мухаммад любил приходить в этот город с караваном и слушать на торговой площади разных «пророков и учителей», пока его дядя торговал. И вот в один из дней, сирийский христианский монах по имени Бухайра, увидев Мухаммада, признал в нём последнего пророка, о котором говорилось во всех предшествующих Священных Писаниях. Он сказал дяде Мухаммада: «Во имя Аллаха, тщательно охраняйте его от иудеев, поскольку, если только они увидят его и узнают о нем то, что знаю я, они сделают ему зло». Предания говорят, что Мухаммад рос искренним и честным человеком, и еще до того, как он стал пророком, его прозвали ал-Амин, то есть Верный.

 

Брак и взрослая жизнь.

Став юношей, будущий пророк вступил во взрослую жизнь, устроившись на работу делать то, что о3н умел делать – водить караваны. В современном обществе, если бы он родился сейчас, то его профессия соответствовала нынешнему дальнобойщику или провизору, ну или менеджеру низшего звена. Хотя это отступление от темы. Итак, устроился он не просто дальнобойщиком в обычную фирму, устроился он в одну из самых престижных фирм того времени, хозяйкой которой была женщина Хадиджа.

Через время из обычного погонщика верблюда он поднялся по служебной лестнице до начальника каравана. И, когда ему было 25 лет, после очередной успешной поездки в Палестину в качестве управляющего фирмой, Хадиджа, будучи на то время вдовой 40 лет отроду, предложила ему жениться на ней.

История умалчивает как долго колебался молодой юноша Мухаммад, но в конце концов, он принял ее предложение, и они поженились. Несмотря на то, что она была старше его на пятнадцать лет, все библиографы пророка подтверждают, что их брак был счастливым для них обоих. С момента свадьбы и до начала откровений от Аллаха, о жизни Мухаммада почти ничего не известно, за исключением того, что будущий пророк пользовался у людей хорошей репутацией и уважением как честного и добропорядочного человека, хранителя верности своей жене и, вплоть до её смерти, не бравшего себе ещё жён, хотя многожёнство на то время довольно распространённой практикой. У них родились двое сыновей, умерших во младенчестве, и четыре дочери.

Будучи уже не отягощённый поиском пропитания для своей семьи и достаточно обеспеченным мужчиной средних лет, Мухаммад стал задумываться о смысле бытия, поиску истины и познанию духовных аспектов жизни. Обратив свой взор внач4але на веру своих предков, он, по мнению историков, с детства разочаровался в многобожии и недовольство идолопоклонством возрастало в нём день ото дня. Божки не давали ответы на многочисленные вопросы поиска смысла жизни и бытия, зацикливаясь только на земных вещах услаждения и материализма. В поиске истины он был не одинок, так как в Саудовской Аравии было множество групп, включая иудеев и христиан, которые осуждали язычество своих соплеменников и заявляли о своей вере в одного истинного Бога. Мухаммад стал уходить от мира и уединяться в пещеры, посвящая время для поиска истины и для служения Богу, поста и молитвы. Историки утверждают, что именно на рамадан в 610 г. он целый месяц жил в пещере на горе Хира, в трёх километрах к северу от Мекки, скудно питаясь и размышляя в спокойствии и одиночестве, когда произошло событие, перевернувшее не только Саудовскую Аравию того времени, но и, впоследствии, весть мир.

 

Избрание.

И вот в 610 г., когда Мухаммаду было сорок лет, находясь в одной из пещер, он спал, когда к нему явился ангел Джебраил (христ. Гавриил), протянул ему свиток и приказал: «Читай!»5

Друзья, я не знаю, как бы вы отреагировали, если бы после многих дней поста и молитвы, питаясь в день горстью сушёных фиников, увидели неизвестную сияющую личность, провозгласившую себя как Ангел от Бога и приказав читать развёрнутый свиток. Но я бы очень сильно испугался. Впоследствии Мухаммад часто повторял, что он такой же человек, как и все мы, и, соответственно, он тоже испугался.

Нельзя не отметить тот факт, что Мухаммад был неграмотным человеком, не умевшим ни читать, ни писать.

Повествует Ибн Исхак, самый ранний биограф Мухаммада: «Он (Джебраил) прибыл ко мне, — сказал посланник Бога, — в то время, когда я спал, со свитком из парчи, на котором было что-то написано, и сказал: „Читай!“ Я спросил: „Что мне читать?“ Он надавил на меня свитком так сильно, что я решил, будто пришла смерть; затем он отпустил меня и сказал: „Читай!“ Я спросил: „Что мне читать?“ Он снова надавил на меня свитком так сильно, что я решил, будто пришла смерть; затем он отпустил меня и сказал: „Читай!“ Я спросил: „Что мне читать?“ Он третий раз надавил на меня свитком так сильно, что я решил, будто пришла смерть, а затем отпустил меня и сказал: „Читай!“ Я сказал: „Да что же я должен читать?“ Я сказал это только для того, чтобы освободиться от него, чтобы он снова не давил на меня. Он сказал: „Читaй! Bo имя Гocпoдa твoeгo, кoтopый coтвopил — coтвopил чeлoвeкa из cгycткa. Читaй! И Гocпoдь твoй щeдpeйший, кoтopый нayчил кaлaмoм, нayчил чeлoвeкa тoмy, чeгo oн нe знaл [96:1-5]“. Я прочитал это, и он удалился от меня.»

Как я сказал выше, сначала Мухаммад смертельно испугался, не веря, что ему явился сам ангел от Аллаха, думая, что это мог быть джинн, или злой дух. Он прибежал домой весь в холодном поту, закрыл за собой дверь, крикнул Хадидже: «Накрой меня покрывалом и спрячь меня». Супруга, естественно, в недоумении начала расспрашивать, что там с ним произошло и всё ли с ним в порядке? Он рассказал ей о встрече с неизвестным объектом, испугавшим его до смерти, но Хадиджа к его удивлению, его поддержала и ободрила, сказав, что Аллах возложил на него особую миссию быть пророком Его. Вскоре она пошла к своему двоюродному брату Варак ибн Науфаль  – пожилому христианскому пастору несторианского течения, проконсультироваться с ним, что же это было такое.  Варак, выслушав Хадиджу, вскричал: «Свят, свят! Клянусь тем, в чьих руках душа Вараки, если ты мне говоришь правду, о Хадиджа, то пришел к нему архангел Гавриил, который приходил к Мусе (Моисею). Он — Пророк этой нации. Скажи ему, пусть крепится» (Ибн Хишам, Сира 94). Варак убедил её, что источник откровения Мухаммада был тот же самый, что и у Моисея, и что Мухаммад станет апостолом-пророком в своем отечестве, неся своему народу веру в единого Бога. Хадиджа убедила Мухаммада, что он действительно тот, кого Аллах избрал для донесения Своей вести.

Может быть эти доводы не убедили Мухаммада, что к нему приходил архангел Гавриил, и Хадиджа решила проверить ангела, приходящего к своему мужу, известным ей способом. Мы читаем в одной из самых авторитетных книг мусульман «Жизнеописание Пророка Мухаммада.», которую написал Абу Мухаммад Абд аль-Малик ибн Хишам аль-Химьяри (араб. أبو محمد عبد الملك بن هشام بن أيوب الحميري), известный как Ибн Хишам: «Она (Хадиджа) сказала Посланнику Аллаха: «О сын моего дяди! Сможешь ли ты сообщить мне, когда придет к тебе тот, который приходит к тебе обычно?» Сказал: «Да». Она сказала: «Когда придет, скажи мне!» Пришел к нему Джабраиль, как обычно. Посланник Аллаха сказал Хадидже: «О Хадиджа! Вот Джабраиль пришел ко мне». Сказала: «Встань, о сын дяди, и сядь на мое левое бедро». Посланник Аллаха встал и сел на ее левое бедро!» Сказала: «Обойди вокруг и сядь на мое правое бедро!» Посланник Аллаха обошел и сел на ее правое бедро. Спросила: «Видишь ли ты его?» Ответил: «Да». Сказала: «Обойди вокруг и сядь мне на лоно!» Посланник Аллаха обошел вокруг и сел на ее лоно. Спросила: «Видишь ли ты его?» Ответил: «Да». Тогда она раскрылась и сбросила свое покрывало, а Посланник Аллаха сидел на ее лоне. Потом спросила его: «Видишь ли ты его?» Ответил: «Нет». Сказала: «О сын дяди! Крепись и радуйся! Клянусь Аллахом, он ангел, а не дьявол». (Сира 95). Я не знаю, чем обусловлен был такой метод проверки ангела, но видимо Хадиджа решила, что если ангел увидит её «раскрытой», да ещё и Мухаммад будет сидеть на её «лоне», то он, то бишь ангел, наверное, должен устыдиться обнажённой женщины и исчезнуть. Мы не знаем её мыслей, но случилось именно так и, поэтому Хадиджа ещё раз убедила Мухаммада, что приходящее к нему существо — это именно ангел от Аллаха.

После первого откровения последовало три года молчания. Мухаммад погружался в глубины отчаяния, чувствуя себя оставленным Богом, и даже допускал мысли о самоубийстве. И когда эта идея стала навязчивой, он поднялся на высокую скалу, намереваясь броситься вниз, Джебраил явился ему снова, подтвердив его избранность как пророка Аллаха. Мухаммад получил приказ: «Встань и увещевай». Тогда начался открытый призыв к исламу.  И с того момента откровения стали приходить к нему постоянно с разной периодичностью во времени.

 

Начало распространения ислама.

Мухаммад начал проповедовать учение, которое принёс ему ангел Джабриил, сперва тайно среди друзей и родственников, затем через три года публично в городе.  Он назвал новую веру исламом (что значит «подчинение») и утверждал, что просто несет предупреждение своему народу. Его основное послание состояло из призыва верить в Одного Великого Бога, воскресение из мертвых и последний суд, а также оказывать милосердие бедным и сиротам. Он осуждал безнравственность и алчность своего народа, их постоянные мысли только о земном и поиске удовольствий, гордости, жадности, чванству и полной бездуховности. Первым обращённым человеком, была его жена Хадиджа, вторым – его десятилетний племянник Али, приемный сын Зейд такого же возраста и преданный ему друг Абу Бакр.

На заре становления ислама, тон посланий Мухаммада был миролюбивый и он призывал, даже скорее уговаривал мекканцев обратиться от ложных идолов и божков к Аллаху: «Предостереги своих ближайших родственников! Склони свое крыло перед верующими, которые следует за тобой (будь добр и милосерден к ним). Если же они ослушаются тебя, то скажи: «Я не причастен к тому, что вы совершаете». (26:214-216) Примечательны слова толкователя Корана на эти аяты: «Если они не станут руководствоваться твоими наставлениями, то отрекись от их скверных поступков, но не отрекайся от них самих и не разрывай с ними добрых отношений. Будь с ними вежлив, давай им добрые наставления и делай все для того, чтобы они прекратили творить зло и покаялись.» (Ас-Саади).

За первые 5 лет своего служения Мухаммад обратил в свою веру небольшое количество людей, многие из которых были либо его родными или друзьями, ил6и же люди из низшего сословия Мекки. Несмотря на то, что Мухаммад на заре зарождения новой религии проповедовал мир и покорность, не пытаясь взять власть в городе, совершить майдан или войти на политический олимп, влиятельные жители Мекки восстали против нового пророка и его учения, хотя бОльшей части населения было абсолютно безразлично о чём и о ком проповедует этот муж богатой женщины. Но, как я уже сказал, влиятельные жители города пытались в зародыше уничтожить эту религию. Почему?

Ну, во-первых, пророк восстал против множества национальных божков, которые являлись не только символом нации, но и приносили не плохой доход многим жителям Мекки, т.к. несколько раз в году были запретные месяцы, когда все арабы, прекращая войны и торговлю, должны были прийти в Мекку на поклонение в Каабу. Все арабы стекались в Мекку на поклонение в Каабу, соответственно, мекканцам стекались деньги от стекавших арабов. А если божки не истинные, по словам Мухаммада, и все поверят только в Единого Аллаха, то и стекаться люди не будут для поклонения божкам, и исчезнет доход от духовного туризма жителей Мекки.

Во-вторых, людей, особенно религиозных лидеров и просто верующих язычников возмутил тот факт, что обычный человек, который ничем не выделялся от соплеменников, вдруг объявил себя пророком и имеющим от самого Аллаха власть над другими и, самое главное, ничем это не подтверждал. Его неоднократно просили, как друзья, так и враги дать подтверждение своим словам, что он посланник от Всемогущего Аллаха, какое-либо знамение или чудо, присущее всем пророкам от Аллаха. Мухаммад же постоянно повторял как мантру, что его слова Корана являются самым большим подтверждением, и что он послан не делать чудеса и знамения, а передать слова Аллаха о грядущем суде, что он только передатчик слов, а не чудотворец. На страницах Корана мы не увидим ни одного чуда, сделанного Мухаммадом или Аллахом через Мухаммада. Позднее в хадисах стали появляться якобы сотворённые им чудеса, но это оспаривается самими исламскими богословами и противоречит словам Мухаммада, что он просто передатчик слов от Аллаха. Итак, поэтому многие люди и считали его самозванцем и человеком, который слишком много на себя берёт, не подтвердив это ничем, кроме своих же собственных слов, переданных якобы от Аллаха. И именно поэтому многие с него смеялись, поддёргивали, откровенно издевались, а другие ненавидели и пытались сжить со свету.

Ну и третья причина, многие боялись, что его преобразования в религии нарушат старый привычный уклад жизни арабов, многим тогда, как и сейчас, не хотелось ничего менять. Тут пришёл революционер и давай «мы наш, мы новый мир построим, кто был никем…» Не надо ничего рушить, не надо ничего строить, мы жили так столетиями, и наши деды жили, и прадеды тоже.

Последней точкой кипения послужило то, что Мухаммад начал обзывать верования мекканцев, оскорблять и унижать их. Мы читаем: «Когда Посланник Аллаха начал открыто говорить об исламе перед своим народом, как велел ему Аллах, люди не запрещали ему говорить и не отвечали ему, пока он не упомянул их божества и не оскорбил их. Когда он это сделал, они восприняли его всерьез и осудили его. Все решили противодействовать ему, бороться с ним, кроме тех, которых Аллах уже связал с исламом…. Когда курайшиты увидели, что Посланник Аллаха продолжает отделяться от них и порицать их богов, и когда увидели, что его дядя Абу Талиб встал в его защиту и не выдал его им…. Они сказали: «О Абу Талиб! Сын твоего брата оскорбил наших богов, осудил нашу религию, назвал глупостью наши верования, обвинил наших отцов в заблуждениях. Или ты заставишь его прекратить оскорблять нас, или выдашь его нам!… Мы, ей-богу, больше не будем терпеть такого оскорбления наших отцов, когда наши верования обзывают глупостью и порицают наших богов!» (Ибн Хишам, сира 103).

А теперь давайте проанализируем эту ситуацию из жизни Мухаммада. Мухаммад начал проповедовать новую религию, пытаясь обратить в неё мекканцев. Люди не запрещали ему говорить, но и не обращались от своих божков в новую религию. Тогда Мухаммад начал оскорблять их религию, их божков, их веру да и их самих, в конце концов, называя всё это глупостью и заблуждением. Давайте теперь поменяемся местами. Где-нибудь в мусульманской стране, какой-нибудь человек Х, неважно какого вероисповедания начинает:

а) проповедовать свою религию

б) порицать и осуждать Аллаха

в) называть глупостью Ислам

г) оскорблять мусульман

д) и в конце концов, всех мусульман включая Мухаммада, Абу Бакра, Умара ибн Хаттаба, Усмана, Али, Зейда, Бухари, Ас-Саади, Саддама Хусейна, Муаммара Кадафи, Башара Асада, Бен Ладана, да и вообще ВСЕХ мусульман обвинять в заблуждении.

Вопрос: что произойдёт с этим человеком???

Изменим чуть ситуацию – всё это же будет в любой европейской стране: Германии, Франции, Англии или даже в Украине. Человек начнёт все пять пунктов делать в своей стране, какова будет реакция мусульман?

И теперь самый главный вопрос: почему Мухаммад мог себе позволять это делать, последующие мусульмане могли позволять себе это делать, современные мусульмане могут позволять себе это делать, а ВСЕ другие религии должны терпеть и не делать такого, чтоб не оскорбить религиозные чувства мусульман?

Хотя это отклонение от темы. Мы же идём дальше. Все современные религии, включая атеистов, должны терпеть все выходки мусульман, мекканцы же терпеть не стали и были включены ответные действия – санкции.

 

Санкции.

Мы не знаем на сколько сильны были эти санкции, но начались они с применением физических воздействий к последователям Мухаммада. Их ловили, избивали, обсыпали пеплом или песком, кид7али камни в след, а порою доходило и до убийства, когда связывали и бросали связанным в пустыне. Но самого Мухаммада никто не трогал, т.к. у него был влиятельный и сильный защитник в лице Абу Талиба. Над Мухаммадом издевались, сочиняли про него сатирические памфлеты, обзывали гадальщиком, сумасшедшим или даже одержимым.

Какова же была реакция Мухаммада на эти оскорбления? Мы снова обращаемся к Ибн Хишаму, сира 108: «Они натравили на Посланника Аллаха своих глупцов, которые обвиняли его во лжи, оскорбляли его, обвиняли его в стихотворчестве, колдовстве, жречестве, безумстве. Пророк продолжал рассказывать о деле Аллаха, не скрывая его, открыто говорил им нелицеприятные слова об их религии… Однажды их знатные люди собрались в аль-Хиджре. Упомянули Посланника Аллаха и сказали: «Мы никогда не терпели то, что стерпели от этого человека; он объявил наши верования глупостью, оскорбил наших предков, осудил нашу религию, расколол нашу общину, оскорбил наших богов. Мы стерпели от него очень много». Или же сказали что-то в этом роде. Когда они вели такой разговор, появился Посланник Аллаха. Он подошел и прикоснулся к углу храма. Потом прошел мимо них, обходя вокруг Каабы. Когда он проходил мимо, они укололи его некоторыми словами… Когда проходил второй раз мимо них, они опять обозвали его нехорошими словами. Когда и в третий раз повторилось то же самое, он остановился и сказал: «Слышите ли, о люди из рода курайшитов! Клянусь тем, в чьих руках моя душа, от моей руки — ваша смерть». Его слова захватили людей врасплох, и они остолбенели. Даже тот, который больше всех до этого призывал унизить его, и тот стал успокаивать его самыми добрыми словами, которые он нашел в себе, говоря: «Уходи Абу аль-Касим, по-хорошему! Ведь ты никогда не был таким агрессивным!» И тогда Пророк ушел».

Реакция была прогнозируемая: «Я УБЬЮ ВАС!!!, если вы будете и далее унижать меня и обзывать меня».

Санкции усиливались, было запрещено вести дружбу и торговлю с Мухаммадом и его людьми, жениться на их дочерях и выходить замуж за их сыновей. Продавали им еду и воду по цене, завышенной в 5, а то и в 10 раз. Гонения на последователей настольк7aо усилились, что Мухаммад принял решение часть из них отправить мигрантами к христианскому царю в Абиссинию, современную Эфиопию. Сам же Мухаммад с другой группой последователей и женой Хадиджей через время ушли жить в пустыню близ Мекки в ущелье Шааб Абу Талиб. Через непродолжительный час у них закончились деньги, из-за санкций кризис усиливался, у мусульман начался голод, и Мухаммад, для снятия оных, пошёл на уступки мекканцам и таки согласился на признание языческих богинь ал-Лат, ал-Узза и Манат божествами помимо Аллаха, и якобы заступничество этих божков может быть принято Аллахом.

Язычники потирали руки, санкции были сняты, мусульманам разрешили вернуться в Мекку и вернуть свои дома и бизнес, но через время пророк заявил, что эти слова были наущением сатаны, и заменил их на те, которые мы читаем теперь в суре 53:19-23. Предыдущие же получили известность как «сатанинские стихи». Это вызвало новую волну преследований Мухаммада и его сторонников. Беда приходит не одна, в 619 г. умирает его жена Хадиджа и позже влиятельный, хоть так и не уверовавший покровитель Абу Талиб, после смерти которого Мухаммаду больше никто не мог гарантировать безопасность. У Мухаммада не осталось ни денег, ни положения, ни влияния, ни защиты.

 

Переселение или Хиджра (Исход).

С этого момента Мухаммад понимает, что будущности в Мекке у него нет, и он начинает искать выход из создавшегося положения. Он посещает близлежащие селения и города с проповедью ислама, покорности Аллаху и подчинения ему как пророку, но нигде его не принимают, изгоняют, а в одном городе даже чуть не побивают камнями.

8Чтобы поддержать своего пророка, Аллах организовывает ему путешествие на небеса. В одну из ночей, ангел Джебраил переносит Мухаммада сначала из Мекки в Иерусалим в мечеть Аль-Акса, а затем, сразу же, через семь небес, где он встречает многих пророков, живших до него – Авраама, Моисея, Иисуса, и в конце концов Мухаммад предстаёт пред Самим Аллахом, где он получает окончательные предписания относительно совершения намаза и многих других религиозных правил.

Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что посланник Аллаха,  да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда я находился в Мекке, кровля моего дома раскрылась, и сверху спустился Джибрил, который открыл мне грудь и омыл её изнутри водой Замзама. Затем он принёс золотой таз, наполненный мудростью и верой, вылил (его содержимое) мне в грудь и закрыл её, а затем взял меня за руку и вознёсся со мной к низшему небу. Когда я достиг низшего неба, Джибрил сказал хранителю его (врат): “Открывай!” (Хранитель) спросил: “Кто это?” (Джибрил) ответил: “Это Джибрил”. (Хранитель) спросил: “Есть ли с тобой кто-нибудь?” (Джибрил) ответил: “Да, со мной Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует”. (Хранитель) спросил: “За ним посылали?” (Джибрил) сказал: “Да”. После того как он открыл (врата), мы поднялись на низшее небо и увидели сидящего человека, справа и слева от которого находилось множество людей, и когда этот человек смотрел направо, он смеялся, а когда смотрел налево, плакал. (Увидев меня,) он сказал: “Добро пожаловать праведному пророку и праведному сыну!” Я спросил Джибрила: “Кто это?” Он ответил: “Это Адам, а множество людей, стоящих справа и слева от него, это души его потомков. Стоящие справа попадут в рай, а стоящие слева окажутся в аду, и (поэтому) он смеётся, когда смотрит направо, и плачет, когда смотрит налево”. (Затем) он вознёсся со мной ко второму небу и сказал хранителю его (врат): “Открывай!” Этот хранитель сказал ему то же самое, что и хранитель (врат нижнего неба), и открыл (врата)». Анас сказал: «И Абу Зарр упомянул, что (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) встретил на (разных) небесах Адама, Идриса, Мусу, ‘Ису и Ибрахима, да благословит их Аллах, не упомянув о том, где именно они находились, и сказав только, что он встретил Адама на нижнем небе, а Ибрахима – на шестом». Анас сказал: «Когда Джибрил с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, проходили мимо Идриса, (Идрис) сказал: “Добро пожаловать праведному пророку и праведному брату!”» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Я спросил: “Кто это?” (Джибрил) ответил: “Это Идрис”. Потом я прошёл мимо Мусы, который сказал: “Добро пожаловать праведному пророку и праведному брату!” Я спросил: “Кто это?” (Джибрил) ответил: “Это Муса”. Потом я прошёл мимо ‘Исы, который сказал: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!” Я спросил: “Кто это?” (Джибрил) ответил: “Это ‘Иса”. Затем я прошёл мимо Ибрахима, который сказал: “Добро пожаловать праведному пророку и праведному сыну!” Я спросил: “Кто это?” (Джибрил) ответил: “Это Ибрахим, да благословит его Аллах и приветствует”».

(Ибн Шихаб) сообщил, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, и Абу Хабба аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, передавали, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «А затем (Джибрил) вознёсся со мной так высоко, что я услышал скрип перьев».

Ибн Хазм и Анас бин Малик передали, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И Аллах вменил в обязанность (членам) моей общины совершение пятидесяти молитв (ежедневно), а когда на обратном пути с этим велением я проходил мимо Мусы, он спросил: “Какие обязанности Аллах возложил через тебя на (членов) твоей общины?” Я ответил: “Он обязал (их совершать ежедневно по) пятьдесят молитв”. (Муса) сказал: “Возвращайся к твоему Господу, ибо, поистине, община твоя не вынесет этого!” Я снова обратился (к Нему), и Он уменьшил (это количество) наполовину, а потом я вернулся к Мусе и сказал ему: “Он уменьшил это количество наполовину”. (Муса) сказал: “Обратись к твоему Господу снова, ибо, поистине, община твоя не вынесет этого!” Я снова обратился (к Нему), и Он уменьшил (это количество) наполовину, а потом я вернулся к Мусе. Он сказал: “Возвращайся к твоему Господу снова, ибо, поистине, община твоя не вынесет этого!” − и я снова обратился к (Аллаху), Который сказал: “(В мире дальнем будет) пять, а (здесь) − пятьдесят, ибо слово Моё неизменно!” И я вернулся к Мусе, который сказал: “Обратись к твоему Господу!” − однако я сказал: “Мне стыдно перед моим Господом!” Потом (Джибрил) повёл меня дальше, приведя к лотосу крайнего предела, цвета которого не поддаются описанию, а потом я был введён в рай, где увидел ожерелья из жемчуга и землю из мускуса». Этот хадис передали аль-Бухари 349 и Муслим 685.

Когда он рассказал жителям Мекки об этом путешествии на небо к Аллаху, это привело к обратному эффекту, чем он ожидал. Многие безразличные к нему люди стали относится крайне враждебно и даже некоторые верные ему люди начали сомневаться в правдивости его слов, т.к. слишком фантастически они звучали с его уст. Ситуация накалялась.

Спасение пришло как всегда оттуда, откуда никто бы и не подумал.

Летом 621 г., во время ежегодного паломничества к языческой на то время Каабе, двенадцать человек из города Ясриб тайно приняли от Мухаммада ислам. В следующем году, во время паломничества, уже семьдесят пять жителей Ясриба не только приняли исламскую веру, но даже пригласили Мухаммада в свой город и подтвердили ему свою преданность, взяв на себя обязанность защищать пророка как члена своей семьи.

После приглашения, Мухаммад принял решение, что9 настал его час и в Мекке уже делать нечего и дал приказ своим последователям отправляться в Ясриб, находящийся в 300 км от Мекки, который позже был переименован в Медину, как город пророка. Мусульмане, которых на то время было уже около 150 человек, начали маленькими группами по ночам уходить из Мекки.

Когда лидеры Мекки узнали о переселении мусульман в Медину, они не обрадовались этому факту, но наоборот всполошились, б10оясь, что Мухаммад обретёт силу в Ясрибе и их худшие предположения таки сбудутся. И как впоследствии окажется, не зря боялись, их
предположения таки сбылись. Но на тот момент лидеры Мекки решили, что лучший выход в окончательном решении ислама – это убить его родоначальника. Мухаммаду донесли, что от него хотят избавиться и в ночь запланированного убийства, положив на свою кровать вместо себя своего племянника Али, он покинул Мекку. Самоотверженный поступок Али описывается в Коране: «Среди людей есть и такой, который приносит в жертву душу, желая заслужить благоволение Аллаха. А Аллах — благоволящий к рабам» (2:207). Данный айат был ниспослан именно об Али, который, жертвуя своей жизнью, остался на месте пророка. Мухаммад же вместе с Абу Бакром бежал из города и кружным путём благополучно прибыл в Медину 24 сентября 622 г. Этот год назван годом Хиджры (Исхода) и служит в мусульманском календаре границей эпох.

В Медине Мухаммада приняли с почетом. Он пришёл туда как раз в тот момент, когда город был раздираем междоусобной разборкой среди трёх еврейских и нескольких арабских кланов. Мухаммада отчасти пригласили в город как независимого, не за ангажированного судью для разрешения конфликтов между враждующими сторонами, надеясь, что он вернёт городу былой мир и стабильность и люди начнут хорошо жить уже сегодня.

Мухаммад тут же проявил политическую мудрость и хватку, став искусным дипломатом и первоклассным политиком, объединив арабские племена под свою власть, используя численное превосходство мусульман-переселенцев и новообращённых, а также свой авторитет как пророка от Аллаха. Он составил новый закон города Медины, по которому каждая община была обязана мирно сосуществовать и поддерживать друг друга в борьбе против внешних врагов. В этом юридическом документе Мухаммад был признан пророком, обладающим полномочиями выносить окончательное решение по гражданским спорам.

В Медине в полноте раскрылись таланты Мухаммада не только как религиозного учителя, но и классического политика. В конце концов все арабы Медины приняли ислам, провозгласив Мухаммада пророком Аллаха. Опьянённый успехом, он пошёл дальше, пытаясь объединить новую религию ислам с иудейскими верованиями, указывая евреям, что именно он является тем окончательным пророком, которого они ждут.

Ну тут реакция евреев была предсказуема. Ты кто такой??? Иудей??? Пророк??? Докажи!!! Что у тебя есть кроме твоих же собственных стихов??? НИЧЕГО!!! (весь Коран написан в стихотворной форме, т.е. Коран – это один большой стих или поэма). И пошло всё по новой. Издевательства, осмеяния и сатирические стихи и памфлеты теперь со стороны иудеев. Сейчас Мухаммад этого уже не смог выдержать, имея власть, силу и влияние на весь город.

В Коране появились критические заявления в адрес иудеев (9:29; 98:6).

قَاتِلُوا الَّذِينَ لَا يُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَلَا بِالْيَوْمِ الْآخِرِ وَلَا يُحَرِّمُونَ مَا حَرَّمَ اللَّهُ وَرَسُولُهُ وَلَا يَدِينُونَ دِينَ الْحَقِّ مِنَ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ حَتَّى يُعْطُوا الْجِزْيَةَ عَن يَدٍ وَهُمْ صَاغِرُونَ

Сражайтесь с теми из людей Писания, кто не верует ни в Аллаха, ни в Судный день, кто не считает запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, кто не следует истинной религии, пока они не станут униженно платить джизю собственноручно.

إِنَّ الَّذِينَ كَفَرُوا مِنْ أَهْلِ الْكِتَابِ وَالْمُشْرِكِينَ فِي نَارِ جَهَنَّمَ خَالِدِينَ فِيهَا أُولَئِكَ هُمْ شَرُّ الْبَرِيَّةِ

Поистине, те, которые не уверовали и не приняли ислам из людей Писания и многобожников, будут вечно пребывать в адском огне и не выйдут из него. Они являются наихудшими из творений по своему вероучению и по своим деяниям.

Мухаммад изменил киблу – направление молитвы, куда кланяются мусульмане. Если раньше это был Иерусалим, то с этого времени стала Мекка.

Не забыл Мухаммад и о решении своих семейных вопросов. После смерти Хадиджи, будучи уже вдовцом, и переселении в Медину, он женился на нескольких женщинах: Сауда, Аиша, Газийа, Хафса, Умм Хабиба, Умм Салама, Зейнаб бинт Джахш, Зейнаб бинт Хузайма, Меймуна, Джурия, Сафия.

Встав у руля власти в городе, Мухаммад столкнулся с проблемой обеспечения своих последователей, особенно тех, кто бежал с ним из Мекки. Работы не было, денег не было, а людей нужно было как-то кормить. И у пророка возник классический план революционера, самый лучший способ быстро найти деньги – это взять у тех, у кого они есть, и Мухаммад принял решение нападать на проходящие караваны, тем более он прекрасно знал время и пути их прохождения.

 

Начало малого Джихада.

Мухаммад собирает отряд и в первый год воцарения в Медине лично возглавляет три набега. Незадолго до этого Аллах посылает ему откровение, записанное сейчас в Коране, предоставив мусульманам право «[бороться] за то, что они обижены… изгнaны из cвoиx дoмoв бeз пpaвa, paзвe тoлькo зa тo, чтo oни гoвopили: „Гocпoдь нaш — Aллax“» (22:39-40). В позднем откровении сказано: «И cpaжaйтecь нa пyти Aллaxa и знaйтe, чтo Aллax — cлышaщий, знaющий!» (2:244). Вероятно, из-за нежелания некоторых мусульман воевать, Коран представил новые «преимущества усердствующим» (в отличие от «сидящих дома и не испытывающих вреда») в виде «великой награды» и взятия их в райские сады (4:95-97; 3:194-195).

11В начале своей полководческой деятельности то ли не имея опыта, то ли по другим причинам, но в течение первых восемнадцати месяцев все мусульманские набеги не приносили добычу. Первый военный успех произошел в январе 624 г., когда небольшая группа мусульман напала из засады на мекканский караван, убив одного из сопровождающих его и  захватив в плен двух других, а затем благополучно доставила награбленное в Медину. Это событие вызвало большое осуждение и неприязнь на всей аравийской земле, так как мусульмане, по приказу, Мухаммада, пролили кровь в священный месяц раджаб, когда у всех арабов был уговор со времён дедов и прадедов, что четыре месяца в году священны, и в эти месяцы останавливались любые войны, схватки, разборки и даже ссоры. Мухаммад же, оскорбив договор предков и, игнорируя все уговоры, совершил не только нападение, но и убийство и, самое интересное, что при этом он получил на это разрешение от Аллаха, записанное в Коране в 9, а в последствии и во 2 суре: «Пpeдпиcaнo вaм cpaжeниe, a oнo нeнaвиcтнo для вac. И мoжeт быть, вы нeнaвидитe чтo-нибyдь, a oнo для вac блaгo… пoиcтинe, Aллax знaeт, a вы нe знaeтe! Cпpaшивaют oни тeбя o зaпpeтнoм мecяцe — cpaжeнии в нeм. Cкaжи: „Cpaжeниe в нeм вeликo, a oтвpaщeниe oт пyти Aллaxa, нeвepиe в Нeгo и зaпpeтнyю мeчeть и изгнaниe oттyдa ee oбитaтeлeй — eщe бoльшe пpeд Aллaxoм: вeдь coблaзн — бoльшe, чeм yбиeниe!“» (2:216-217).

В этот момент Мухаммад услышал слова от Аллаха, записанные в Коране, что 20% любой добычи должны быть отданы пророку Аллаха, т.е. ему.

 

Битва при Бадре.

Успех первой добычи так укрепил боевой дух мусульман, что для следующей вылазки Мухаммад смог собрать 300 человек. Снова он лично возглавил эту кампанию после того, как получил известие, что в Мекку направляется большой караван, который вёз просто огромные деньги.

Человеком, отвечающим за безопасность каравана, был один из мекканских вождей по имени Абу Суфьян. Узнав о планах нападения Мухаммада на караван, он вызвал из Мекки подкрепление (честно говоря я вообще не понимаю, как тогда работала контрразведка без беспилотников, спутников и прослушки телефонов, но Абу Суфьян таки узнал о предстоящем нападении). Мекканцы выслали по тем меркам целую армию численностью приблизительно в 950 вооруженных солдат, чтобы противостоять нападениям мусульман. Этим они надеялись не только дать охрану каравану, но и разгромить наконец мусульман и прекратить этот беспредел на аравийском полуострове.

 12Два войска встретились в марте 624 г. возле в местности под названием Бадр. Мекканцы по численности в три раза превосходили мусульман. Но…то ли самоуверенность мекканцев, то ли удачно выбранная Мухаммадом военная стратегия, то ли рвение мусульман за идеалы ислама и желание захватить огромную добычу с каравана, но мусульманская армия нанесла серьезное поражение мекканцам. Во время сражения множество человек погибли, в том числе несколько мекканских правителей, семьдесят были взяты в плен. Мусульмане же потеряли убитыми только четырнадцать человек.

После победы, Мухаммаду сразу же пришло откровение, что сам Аллах и Его ангелы сражались на стороне мусульман. «Не вы их убивали, но Аллах убивал их…» (8:17). И Мухаммад с ещё большей силой вдохновлял своих воинов: «O пpopoк! Пoбyждaй вepyющиx к cpaжeнию. Ecли бyдeт cpeди вac двaдцaть тepпeливыx, тo oни пoбeдят двe coтни; a ecли бyдeт cpeди вac coтня, тo oни пoбeдят тыcячy тex, кoтopыe нe вepyют…» (8:65).

После сражения при Бадре престиж Мухаммада сильно возрос. Опираясь на свое укрепившееся положение, он полностью начал наводить в Медине свои порядки, устраняя своих противников, которые, по мнению Мухаммада, всегда представляли собой угрозу стабильности мусульманского сообщества. Именно тогда началась в полноте проявляться сущность политического ислама, когда Мухаммад приказал убить одного из иудейских памфлетистов, который достаточно жёстко в своих стихах высмеивал личность Мухаммада, его притязания как пророка и откровения от Аллаха. Сатирик был зверски убит, и иудеи присмирели, хотя и не приняли ислам, но стали боятся нарастающей силы исламистов и зарождающегося в Медине первого исламского государства. Истребление неверных повлекло за собой убийство всех неугодных, а также изгнание из Медины одного из трех иудейских племен.

 

Сражение у горы Ухуд.

Мекканцы не забыли своего унижения от нищебродов Медины и начали серьёзно готовиться к решающей схватке с мусульманами, чтоб нанести им окончательное поражение раз и навсегда. Ровно через год после сражения при Бадре две армии снова встретились около Медины, теперь возле горы Ухуд. Мухаммад собрал армию снова в три раза меньше, чем у мекканцев и в сражении принимали участие три тысячи мекканцев против одной тысячи мусульман.

13Несмотря на численное превосходство мекканцев, Мухаммад так сильно укрепил непоколебимую веру мусульман в их непобедимости, что сражение для мусульман развивалось успешно и мекканцы, под фанатичным напором мусульман, начали отступать. Но тут человеческая алчность проявила свои права среди мусульман. Лучники-мусульмане, стоявшие позади всех и охраняющие тыл и боковые позиции армии, увидев, что мекканцы отступают, подумали, что всё, битва выиграна, бросили свои позиции и устремились вперед, чтобы не упустить свою долю в дележе трофеев. Мекканская конница, воспользовавшись отсутствием защиты, зашла и напала на мусульман с тыла. Мусульмане в панике бросились бежать. Затем кто-то крикнул, что пророка убили, это привело к полному замешательству в стане мусульман. Они побежали в Медину и закрылись в городе, побросав раненых и убитых. Но, в конечном счете, Мухаммад выжил, быв ранен, а мекканцы, опьяненные победой, отправились домой.

Мухаммад был в шоке, в стрессе и в подавленном состоянии. Поражение нанесло сильный удар по его престижу. Его сподвижники начали задавать неудобные вопросы, почему Аллах не дал победу, несмотря на заверения пророка, почему убили столько правоверных, почему язычники-мекканцы поиздевались над Аллахом, почему…почему…почему??? У Мухаммада появились противники в Медине, которые покинули его. Пророк назвал их лицемерами и именно тогда в Коране появились аяты, что выход из ислама один – через смерть. Были убиты все изменники, а их имущество передано для содержания уммы мусульман. Хотя некоторые увидев жестокость по отношению к изменникам, вернулись в лоно ислама. Несмотря ни на что, Мухаммад не оставил идею набегов, ведь людей нужно было кормить. Мало того, пришло откровение о расширении владычество ислама на всю территорию сначала аравийского полуострова, а, впоследствии, и всего земного шара (кстати, эта идея до сих пор сильна в среде многих мусульман). Мухаммад продолжил через время набеги не только на караваны, но и начал завоевание соседних племен и поселений для расширения влияния ислама и предотвращение объединения других племен с мекканцами. Отношение к изменникам и лицемерам в среде мусульман стали жёстче, так же, как и отношение ко всем неверным.

Через год после поражения при горе Ухуд, Мухаммад изгнал из Медины второе иудейское племя и конфисковал все их имущество. Добыча, доставшаяся мусульманам, была так велика, что была больше всего, что когда-либо захватывали мусульмане.

 

Осада Медины.

Ошибка мекканцев заключалось в том, что они думали, что после поражения Мухаммад не оправится никогда и его либо свергнут его сообщники, либо он поймёт, что нельзя идти против всего сообщества бандитскими методами по беспределу. Но после того, когда мусульмане не только зализали раны, но и укрепили ряды, очистив себя от лицемеров и слабодушных, возобновили не только нападение на караваны, но и начали аннексию территорий аравийского полуострова. Только после этого мекканцы решили, что этот вопрос нужно решать кардинально и окончательно.

14Весной 627 г.  Абу Суфиан объединил под арабскими знаменами чуть ли не весь аравийский полуостров — десять тысяч человек, чтобы выступить против мусульман Медины. Мухаммад решил не выходить в чистое поле против такой орды, а держать осаду против такого полчища в Медине. Мусульмане вырыли ров перед незащищенными частями города. Мекканцы осаждали Медину примерно две недели. Они предприняли несколько безуспешных попыток форсировать ров, но это не принесло успеха. И в этот момент в пустыне началась песчаная буря. Армия мекканцев была буквально засыпана песком, и они отошли от Медины, отказавшись от осады.

Сразу после снятия осады, Мухаммад уничтож15ил последнее иудейское племя Медины, подозревая иудеев в сговоре с мекканцами. В отличие от предыдущих двух иудейских племен, которые были просто изгнаны из города, все мужчины третьего, последнего иудейского племени были убиты на центральной площади города, а женщины и дети проданы в рабство. Мухаммад стал единственным полновластным правителем Медины и его окрестностей.

 

Военные походы и завоевание Мекки.

В течение следующих двух лет власть, сила и авторитет Мухаммада быстро укреплялась. Он организовал и возглавлял успешные набеги не только на караваны, но и многие города и села аравии, в результате которых финансовое положение мусульманской уммы упрочилось. Количество сторонников ислама неуклонно возрастало из разных побуждений от корыстных желаний, до избежания смерти от непринятия ислама..

Власть Мухаммада возрастала и уже ограничивалась не только одним городом Мединой, но и расширялась по всей территории аравийского полуострова. Многие племена, города и сёла становились под знамёна ислама. Мекка же находилась в глубоком экономическом, политическом и военном кризисе. Некоторые из власть имущих мекканцев дезертировали и присоединились к сторонникам Мухаммада. В марте 628 г. мекканцы заключили с Мухаммадом мирный договор, Худайбийское соглашение, такой взаимный пакт о ненападении.

Чуть более, чем через год после заключения мирного договора, нападение мекканских 16союзников на союзников Мухаммада привело, по мнению пророка, к отмене соглашения. Используя этот предлог, в январе 630г.,  уже Мухаммад с армией в десять тысяч человек, вторгся в свой любимый город Мекку, фактически не встретив ни малейшего сопротивления. Заняв город, он осуществил свою давнюю мечту – тут же немедленно очистил Каабу от идолов и дал прощение всем вождям Мекки (за несколькими исключениями), и даже наградил всех видных мекканцев, включая Абу Суфиана, щедрыми подарками за их капитуляцию. Таким образом, он не только одержал победу над своими давнишними врагами, но и завоевал их уважение и восхищение.

 

Последние годы жизни Мухаммада.

После завоевания Мекки, Мухаммад не остался в этом городе, а вернулся в Медину. Вскоре пророк замахнулся на завоевание остатков Римской империи и решил организовать поход на Византию. Его отговаривали, но он собрав 12-тысячную армию выступил в поход. История 17умалчивает, что в последствии послужило изменением планов Мухаммада, но   дойдя до местности Хунайн, он изменил своё решение, и завоевав некоторые города и селения Табука, а после Хунайна и Таифа, вернулся назад в Медину. Это была последняя военная кампания Мухаммада. Многие племена аравийского полуострова, последовали за мусульманами и выразили свою преданность пророку; другие же подчинились ему после поражений, нанесенных им мусульманской армией. Был введен общий для всех закон, по которому языческие племена должны были отказаться от язычества и принять ислам. Христианам и иудеям было дозволено исповедовать их веру, но их обязали платить дань и налоги. В этом заключается одно из самых больших достижений Мухаммада, так как он сумел объединить под знаменем ислама многие арабские племена в один сильный народ.

В марте 632 г. Мухаммад возглавил паломничество в18 Мекку и произнес прощальную речь перед уже 124 тысячами своих последователей. Три месяца спустя, в июне 632 г., пророка ислама в возрасте шестидесяти трех лет постигла внезапная, но естественная смерть. Говорят, что он умер от лихорадки, что за три дня он умер от горячей температуры, которую ничто не могло сбить, другие же утверждают, что его смерть была причиной отравления. Здесь мы этого никогда не узнаем, но как сказал один из президентов «що маємо, то маємо или по-русски — что есть, то есть».

19

image_pdfimage_print

Комментарии 4

  • Очень интересная статья, спасибо

    [Ответить]

    evvgen Reply:

    слава Богу! надеюсь на пользу.

    [Ответить]

  • I am really impressed with your writing skills as well
    as with the layout on your blog. Is this a paid theme or did you customize it yourself?
    Either way keep up the nice quality writing, it’s rare to
    see a great blog like this one nowadays.

    [Ответить]

    evvgen Reply:

    I customized it myself. It is my personal experience in the work with muslims in islamic countries. It is all for God`s glory and to help people who work with muslims.

    [Ответить]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.